Споры о легендарном острове Атлантида, на котором располагался город атлантов, не умолкают вот уже два тысячелетия - с тех пор, как великий Платон рассказал о нем в своих диа-логах "Тимей" и "Критий". Где только не искали эту загадочную страну: в Атлантическом океане и Южной Америке, Средиземном море и Африке, в Малой Азии, Северном море и во многих других местах. Но там, где Атлантиду "находили", она не отвечала описаниям Платона. А в месте, указанном философом (то есть за Геркулесовыми столпами), этой таинственной земли не могут найти до сих пор……
Среди ученых существуют два подхода к термину "Атланти-да". Как уже говорилось выше, в первые Атлантиду назвал Ат-лантидой древне греческий философ Платон. Но предшественники Платона тоже знали о ней, хотя называли эту страну другими именами. Античные авторы под Атлантидой понимали некое госу-дарство, которое находилось на одной стадии развития с Греци-ей, воевало с ней и во время одной из войн погибло в гранди-озной катастрофе.
Однако в оккультных науках существует представление об Атлантиде как о некой протоцивилизации, которая предшествова-ла нашей и погибла в результате целой серии катастроф. Об этом же говорят мифы и легенды народов самых различных стран, проживающих на разных континентах. Но у многих из них сущест-вует представление о каком - то народе, который предшествовал современному человечеству и погиб в результате какого - то мощного катаклизма.
"Платон мне друг, но истина дороже", - сказал в свое время великий Аристотель. Вот так была поставлена эта пробле-ма: где, когда и как существовало государство атлантов? Кто-то признает существование Атлантиды без всяких сомнений, кто-то без всяких сомнений отвергает, исходя из формулы: "Этого не может быть, потому что этого не может никогда". Но боль-шинство исследователей считают существование Атлантиды вполне вероятным, но требующим доказательств. Греческий философ Крантор говорит, что в 3010 году д.э. видел в Египте колонну, на которой была выбита вся история исчезнувшего в морской пу-чине острова.
Что было известно об Атлантиде Платону? В своих диало-гах он сообщает, что Атлантида исчезла в течении одного дня и одной трагической ночи - "за одни ужасные сутки".
Приступая к описаю Атлантиды, Платон предупреждает, что как название самого острова, так и все другие имена в его рассказе не оподленные, а перевод на греческий язык. Египтя-не, которые первые писали историю Атлантиды, перевили атланд-ские имена на свой лад. Солон, который и сообщил Платону све-дения об этом острове, не видел надобности сохранять египет-ские названия и перевел их на греческий язык.
Русский поэт - символист В.Я. Брюсов в своем сочинении "Атлантида" отмечает, что "описывает Платон Атлантиду уже в том состоянии, какого она достигла после нескольких тысячеле-тий культурной жизни, когда на острове было уже много раз-дельных царств, множество богатых городов и огромное населе-ние, исчисляемое миллионами". А сама история острова начина-лась с раздела земли между тремя богами- братьями: Зевсом, Аи-дом и Посейдоном. Посейдону по жребию и достался остров Ат-лантида и, кроме того, он стал повелителем морей. Когда По-сейдон получил Атлантиду, то на острове жили только три чело-века - "один из мужей, в самом начале произведенный на свет Землею, по имени Евнор с женой Ливкиппой и красавицей - доче-рью Клейто". Посейдон влюбился в Клейто, она стала его супру-гой и родила пять пар близнецов - первых десять царей Атлан-тиды.
Посейдон первым стал укреплять остров, что бы сделать его недоступным для врагов. Вокруг невысокого холма, посте-пенно переходящего в равнину, было вырыто по окружности попе-ременно один за другим три водных и два земляных кольца. В самом центре холма (акрополя), на возвышении, Посейдон соору-дил маленький храм для Клейто и себя, окружив его стеной из чистого золота.
На акрополе был построен дворец, который расширялся и украшался каждым царем, причем новый стремился непременно превзойти своего предшественника. "Так что нельзя было видеть это здание, не изумляясь величине и красоте работ".
Цари - дети Посейдона, конечно, не могли обходиться без купания, и по этому они построили на акрополе многочисленные купальни. "Для купания были водоемы, открытые, и, для зимнего времени, закрытые; были особые - для царской семьи и для ча-стных лиц; еще другие - отдельно для женщин, и еще для лоша-дей и вьючных животных; каждый из них был расположен и укра-шен согласно своему назначению. Вода, выходившая из этих во-доемов, была направлена для орошения леса Посейдона, где пло-дородие почвы производило деревья удивительной высоты и кра-соты".
Самым большим и величественным сооружением акрополя был храм, посвященный одному богу Посейдону. Он был по истине ги-гантских размеров: длинной 185 метров, шириной 96 метров и "соответствующей" высоты. С наружи большой храм был целиком облицован серебром, кроме "оконечностей", сделанных из чисто-го золота. Внутри храма было много статуй из золота. Самая большая из них изображала бога Посейдона, который, стоя на колеснице, управлял шестеркой крылатых коней. Статую Посейдо-на была так высока, что почти касалась головой потолка, кото-рый был отделан слоновой костью и весь украшен золотом, се-ребром и орихалком. Стены, столбы и полы внутри храма сплошь были выложены орихалком. Все буквально сверкало и "загора-лось", стоило только солнечному лучу проникнуть внутрь святи-лища.
Много чудесного сообщает еще Платон о столице атлантов, а потом переходит к описанию всей страны. "Остров Атлантида был очень возвышен над уровнем моря, и берег поднимался не-доступным обрывом. Кругом столицы простиралась равнина, окру-женная горами, доходившими до моря". Об этой равнине все го-ворили, что она является самой красивой на земле и очень пло-дородной. Она была густо усеяна цветущими селениями, разде-ленными озерами, реками, лугами, где паслось множество диких домашних животных.
Многое приходило к атлантам из вне, ввиду обширности их власти; но остров и сам производил почти все, нужное для жиз-ни. "Во-первых, все металлы твердые и легкоплавкие, годные для обработки, в том числе тот, который ныне мы знаем лишь по названию: орихалк…… залежи его находила во многих местах ост-рова; после золота это был самый драгоценный из металлов.
Остров доставлял для ремесел все нужные материалы. Жило на острове большое количество домашних животных и диких зве-рей, между прочим, много слонов…… Всякого рода животным ост-ров давал обильное пропитание, как живущим в болотах, озерах и реках или на горах и в равнинах, так и этим (слонам), хотя они огромны и прожорливы.
Производил и доставлял остров все ароматы, ныне произ-растающие в разных странах, корни, травы, сок, текущий из плодов и цветов. Имелся там также плод, дающий вино (вино-град), и тот, который служит пищей (хлебные злаки), вместе с теми, которые мы тоже употребляем в пищу, называя общим сло-вом - овощи; были еще плоды, дающие одновременно питье, пищу и благовония (кокосовые орехи?)…… Таковы были божественные и удивительные богатства, такие, в неисчислимом количестве, производил этот остров".
Далее Платон описывает политическое устройство столицы и ее саму, потому что "при таких щедротах почвы, жители строили храмы, дворцы, порты и гавани для судов и постарались украсить свой остров……".
На счастливом острове каждый из десяти братьев - царей имел в своем царстве абсолютную власть, но общее правление государством Атлантидой цари вершила Советом, на который они собирались через 5-6 лет, чередуя четные и нечетные числа. Высшая власть всегда оставалась за прямым наследником атлан-та, но даже главный царь не мог приговорить к смертной казни никого из своих родственников без согласия большинства царей "пока Атланты следовали при правлении началам добродетели и пока господствовало в них "божественное начало, все им удава-лось". Но когда восторжествовал "человеческий нрав" - низмен-ное начало, когда они утратили всякую благопристойность и в них стало кипеть безудержная жадность, когда люди стали яв-лять собой "постыдное зрелище", тогда Бог Богов - Зевс, видя развращенность атлантов, когда -то столь добродетельных, ре-шил их наказать. "Он собрал всех богов в небесном святилище и обратился к ним с такими словами ……".
На этом диалог Платона "Критий" внезапно обрывается. И начинается история Атлантиды и ее поисков длинной в две тыся-чи лет. Священно служители оплакивали духовную мудрость Ат-лантиды, осквернившей себя. Философы рассуждали о божествен-ных правителях этого острова, поэты воспевали сказочное со-вершенство ее устройство. Однако некоторые исследователи счи-тают, что диалоги об Атлантиде нужны были Платону, что бы вы-разить свои мысли об идеальном устройстве государства.
Но рассказ об Атлантиде, как отмечает Валерий Брюсов, "не является чем - либо исключительным в сочинения Платона. У него встречаются и другие описания фантастических стран, об-личенные в форму мифов. Но ни один из таких рассказов не об-ставлен, подобно описанию Атлантиды, ссылками на источники. Платон, как бы предвосхищая будущие сомнения и возражения, заботится указать на происхождение своих сведений с наиболь-шей точностью, какую толь знали античные авторы".
В начале XX века были снаряжены и отправлены на поиски Атлантиды три экспедиции, одну из которых (вторую) возглавлял Павел Шлиман - внук знаменитого открывателя Трои Генриха Шли-мана. "По уверению Павла Шлимана, его знаменитый дед оставил запечатанный конверт с тем, что бы его вскрыл тот из членов семьи, кто даст торжественное обещание посвятить всю сваю жизнь исследованиям, указания на которые найдет в этом кон-верте. Павел Шлиман дал такую клятву, вскрыл конверт и прочи-тал находившееся там письмо. В письме Генрих Шлиман сообщал, что он предпринял исследования остатков Атлантиды, в сущест-вовании которой не сомневается и которую считает колыбелью всей нашей цивилизации. Летом 1873 года Генрих Шлиман будто бы нашел (при раскопках в Трое), бронзовый своеобразный сосуд больших размеров, внутри которого были глиняные сосуды мень-шего размера, мелкие фигурки из особенного металла, деньги из того же металла, и предметы, "сделанные из ископаемых кос-тей". На некоторых из этих предметов и на бронзовом сосуде было написано " финикийскими иероглифами": "От царя Атлантиды Хроноса". Но у многих исследователей, русских и зарубежных, этот рассказ вызывает недоверие.
Поиски Атлантиды велись и ведутся везде - по всему зем-ному шару. Советский гидрогеограф Я.Я.Гаккель представил свою "Атлантиду" в виде узкой полосы, что тянется вдоль подводного хребта Ломоносова и соединяет Канадский Арктический архипелаг с Новосибирскими островами. Действительный член Географиче-ского общества, член Научного совета по кибернетике РАН Алек-сандр Кондратов много работ посвятил связям между историей человечества и историей океанов. Он написал много книг о ле-гендарной платоновской Атлантиде и о многочисленных "атланти-дах" - так называемых гипотетических землях, ныне ушедших под воду.
Зарубежные исследователи Рената и Ярослав Малина в сво-их работах о природных катастрофах и пришельцах из космоса пишут, что атланты- мореплаватели исследовали Землю…… Говорят, "что они путешествовали по воздуху и под водой, фотографиро-вали предметы на большом расстоянии, использовали рентгенов-ские лучи, фиксировали образы и звуки на видео ленты, пользо-вались лазером из кристалла, изобрели страшное оружие с при-менением космических лучей, использовали также энергию анти-вещества. Однако употребление в корыстных целях темных сил природы честолюбивыми жрецами и участившиеся землетрясения перевели к распаду материка на множество островов, которые в последствии также исчезли в море. А за десять тысяч лет до нашей эры подземный взрыв уничтожил и остров Посейдонис. Но радиация, излучаемая крупным кристаллом, лежащим в месте ги-бели Атлантиды, ведет к внезапному исчезновению кораблей и самолетов в известном Бермудском треугольнике".
Как видно из всего вышесказанного, география поисков Атлантиды очень широка и разнообразна.
АТЛАНТИДА - ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться12009-12-12 23:01:23
Поделиться22009-12-12 23:01:50
И все же ученых.не оставляет вопрос - куда могла исчезнуть столь большая стра- на, вероятно, с весьма значительным населением? В одночасье ушла под воду, как предполагал, исходя из древних преданий, Платон? А может быть, была разрушена в результате кровопролитных войн - не случайно столь много исторических мате- риалов явным образом указывают на противостояние критской цивилизации и Афин? Вполне возможно, что оба фактора наложились один на другой - после мощного землетря-
сения, когда цивилизация ослабела, ее без труда сумели окончательно разрушить, например, афиняне. Но все же такое объяснение не очень подходит для гибели действительно великой цивилизации, хотя представляется вполне разумным для ре- шения конфликта между сравнительно близкими культурами. Итак, что же могло произойти? Новый свет на эту проблему пролила теория, которая в момент ее воз- никновения в 1914 году показалась безумной и в какой-то мере просто спекуля- тивной, зато сегодня с некоторыми оговорками признана практически всеми солид- ными учеными. Именно в начале нашего века немецкий геофизик и метеоролог Альфред Вегенер (1880-1930) выдвинул гипотезу о дрейфе материков. В соответ- ствии с его взглядами (как оказалось впоследствии - абсолютно справедливыми) в древности все материки представляли собой единую массу (условно названную Пан- гея). В этом едином континенте многие исследователи, в частности знаменитый Эрнст Геккель, видели прообраз полумифологической страны Лемурии, или Мю. За- тем под воздействием центробежных тенденций в палеозое Пангея первоначально разделилась на два материка - Гондвану и Луразию. Первый составили земли Афри- ки, Мадагаскара, Южной Америки, Индии, Арабских стран, Австралии, Новой Гви- неи, Малайзии, Индонезии и Антарктики Северной, второй - Северной Америки, Гренландии, Европы и Азии (не включая Индостан). В свою очередь Луразия в пе- риод мезозоя разделилась на Северную Америку и Европу. Постепенно земли рас- ползались все дальше и дальше, пока мы не получили картину, известную нам се- годня со школьной скамьи.
Вегенер также предположил, что вследствие смены направления вращения Земли, которое происходит раз в несколько миллионов лет, направление движения матери- ков может изменяться. В частности, он указал на заметное движение материков в западном направлении, что объяснял именно эффектом вращения Земли.
А.Вегенер умер в 1930 г. во время экспедиции в Гренландию, а его теория была отвергнута и признана, по меньшей мере, несерьезной. А через пару десятилетий о немецком ученом заговорили как о гении в области геофизики. В этом плане примечательно признание, сделанное в конце 60-х гг. известным профессором гео- логии Патриком Харли, который написал: "Я предпринял собственные исследования для того, чтобы доказать абсурдность теории Вегенера, но через некоторое вре- мя мне пришлось признать полную правоту немецкого ученого".
Существует немало доказательств, в общем свидетельствующих в пользу концепции материкового дрейфа. Сам Вегенер исходил первоначально из чисто визуальных наблюдений - он представил весь мир как детскую головоломку, решив которую и сопоставив береговые линии материков между собой можно было без труда сказать, что Мадагаскар был когда-то частью Африки, Австралия плотно прилегала к Азии, а Европа составляла единое целое с Африкой. Африка же не была отделена мор- ской границей от Америки. В начале 70-х гг. эта теория была под-
тверждена с помощью падеомагнетизма, т.е. изучением направления и интенсивнос- ти магнетизации камней. В основе этих измерений лежит концепция того, что нап- равление магнитного поля в камнях совпадало с ориентацией магнитного поля Зем- ли в тот период, когда камни остывали.
Эта теория континентального дрейфа дает нам весьма интересные возможности об- наружения того места, где могла располагаться загадочная земля. Прежде всего, констатируем тот достаточно очевидный факт, что исчезла не просто какая-то ци- вилизация, которая заметно опережала цивилизации-современники, но исчезла, ве- роятно, и земля, где она располагалась. Об э^ом же свидетельствуют и рассказы о сгинувшей в океанических волнах Атлантиде, и земной Эдем, так нигде и не об- наруженный, и легенда о Великом Потопе.
Но вот примечательная подробность - если мы решим сложить головоломку из выре- занных из бумаги очертаний материков, далеко не везде части суши подойдут друг к другу. Мы здесь не говорим о небольших погрешностях - следует учитывать, что часть небольших островов должна была уйти под воду. В противоположность утвер- ждениям Вегенера и его последователей материковые плиты можно сопоставить лишь в южной части Атлантики - именно здесь действительно мы видим удивительно точ- ное совмещение западного берега Африки и южного берега Южной Америки. А вот в районе северной Атлантики зияет некая "черная дыра", находящаяся к северо-за- паду от Мексиканского залива, между Африкой и Европой с одной стороны и Кана- дой - с другой. Не значит ли это, что Вегенер все же был слишком категоричен в своих утверждениях? Скорее наоборот, это доказывает, что какая-то часть суши ушла под воду, в результате чего мы и видим некую "дыру" в целостной картине древнего единого материка.
Получило частичное подтверждение и другое предположение Вегенера, которое ка- салось периодичной смены направления вращения Земли - и как следствие, измене- ния в направлении дрейфа материков. В 1972 г. профессора университета из ЛосАнджелеса^ Л.Кнопоф и А.Лид, изучив десять материковых плит, подтвердили смещение материков именно в западном направлении, в то время как в древности миграция материков происходила в основном в южном и северном направлении, что никак не соотносится с современным направлением вращения Земли.
Но все это породило еще одну проблему - многих ученых смутило слишком быстрое по геологическим меркам погружение загадочного континента, которое, судя по легендам, распространенным в разных регионах Земного шара, произошло бук- вально на глазах. И хотя разные легенды указывают на различные сроки - от нес- кольких часов до нескольких месяцев, в любом случае эти сроки кажутся фантас- тическими для такой глобальной катастрофы.
Предположение, что некая древняя земля находится на дне моря, нельзя считать новым - такую гипотезу, в частности, высказывал еще в конце прошлого века зна- менитый исследователь Атлантиды Игнатиус Донелли. Правда, он вел речь лишь об ис-
чезнувшей земле, описанной у Платона, используя при этом метод, который можно назвать "методом Шлимана", в поисках Трои. Напомним, что Генри Шлиман обнару- жил древнюю Трою, досконально следуя описанию в "Эллиаде", которое весь науч- ный мир считал чисто мифическим. Таким же образом пытались найти и Атлантиду. В известной мере этот метод был столь же прост, сколь и эффективен - в древ- ней рукописи Платона нет ни слова лжи и преувеличения. Например, Донелли счи- тал, что если древний автор утверждает, что Атлантида находилась где-то рядом с Геркулесовыми столбами, значит, там она и есть в действительности. Уверен- ность в него вселяли исследования, которые были проведены в Атлантическом океане кораблями США при помощи эхолотов. В результате такого глубоководного "просвечивания" было обнаружено заметное поднятие морского дна вдоль побе- режья Южной Америки в районе Кап-Орандж, которое затем в виде хребта тянется на юго-запад, вдоль берега Африки, а затем поворачивает еще южнее к Трис- тан-де-Хунья. Поднятие в этом месте весьма заметно- в среднем оно составляет около 2,5 тыс. метров, а в некоторых местах достигает поверхности океана. Час- тью этого хребта является целая гряда островов - Азоры, Святого Павла, Асун- сьон, Тристан-де-Хунья.
Позже исследователи установили, что этот подводный комплекс мог' образоваться лишь в результате опускания части надводной поверхности, а не поднятием мор- ского дна.
Примечательно, что Доказательства Донелли были столь сильны, а книга отлича- лась таким литературным блеском, что в существование Атлантиды именно в том месте, где указывал Донелли уверовал сам премьер-министр Великобритании Вильям Гладстон, пославший автору благодарственное письмо. Он даже поднял в парламен- те вопрос о посылке специальной военно-морской экспедиции на поиски Атлантиды и о выделении немалых средств для этой цели. Но, увы, у флота ее Королевского Величества нашлись проблемы поважнее, чем поиски исчезнувшего континента. К тому же общее мнение было скорее "анти-Атлантическим", и существование утра- ченного континента для скептических англичан было скорее историческим парадок- сом, нежели насущной проблемой.
Итак, подтвердить гипотезу Донелли в то время не удалось. Непосредственно не удалось подтвердить ее и позже. К тому же дотошный человек обратил бы внима- ние, что в известной степени это не до конца совпадает с указаниями Платона, а скептик к тому же заметил, 'что опускание какой-то части земли в море еще не означает, что вместе с этим должна была погибнуть целая высокоразвитая цивили- зация.
Вероятно, именно здесь существовал огромный остров, практически - материк, ко- торый был "зажат" с севера Гренландией, с северо-запада - территорией совре- менных Канады и США, с северо-востока - Европой, с юго-востока - Африкой и с югозапада - Южной Америкой. Благодаря своему центральному положению этот мате- рик представлял собой как бы связку между различными культурами и цивилизация- ми и в то же время сам
служил проводником культурных достижений в другие регионы. Все это достаточно точно объясняет, почему вне видимых межцивилизационных контактов между, ска- жем, Европой и Южной Америкой, странами Средиземноморья и Америкой мы наблю- даем поразительную схожесть культов, обрядов, религиозных представлений и ве- рований. Примечательно и другое - все эти культы воспринимаются как привнесен- ные какими-то "совершенными мудрецами", "детьми солнца" и т.д., а поэтому да- же сами священнослужители, например жрецы, могут не понимать смысла ряда обря- дов. Знание исчезнувшего материка - знание великое, прогрессивное - восприни- малось на других территориях как малопонятное, абсолютно мистическое, но при этом крайне эффективное во многих областях жизни. Кстати, не так ли восприни- малось знание, что пошло их библейского рая - Эдема?
Зададим вопрос, который на первый взгляд может показаться некорректным: а где же сегодня находится библейский Эдем? Библия свидетельствует, что дождь, кото- рый привел к Великому Потопу, лил в течение многих дней и_ ночей ("сорок дней и сорок ночей"), затопив при этом всю землю, при этом "все истребилось с зем- ли". Практически о том же - всеобщем затоплении - говорят и легенды индейцев, китайцев и многих других народов мира. Судя по всему и строго следуя логике предания, библейский Эдем был также затоплен. Таким образом, перед нами еще одна (или та же самая?) Атлантида. Кажется, все сходится воедино. Напомним, что и описание Эдема указывает на то место, которое сегодня покрыто морем.
НЕ ОСТРОВ, НО МАТЕРИК
Интересно, какие размеры для исчезнувшей земли указывают древние предания. Обратим внимание, что мы привыкли говорить об острове, а не о какой-то огром- ной земле, почти отдельном материке. А именно такие получаются размеры, если мы предположим, что речь идет о суше, "зажатой" между Европой, Африкой и Аме- рикой.
Платон свидетельствует, что Атлантида была "обширнее, чей Азия и Ливия вместе взятые". Очевидно, что здесь идет речь о древнегреческом понимании Азии, то есть о Малой Азии, а Ливия, следуя Платону, представляет собой часть Северной Африки. К сожалению, из этих указаний Платона можно извлечь не очень много точных сведений, тем не менее очевидно, что он имеет ввиду огромное простран- ство. Американский исследователь Отто Мак попытался на основе многочисленных косвенных сведений, приведенных в "Диалогах", рассчитать территорию исчезнув- шей страны; в частности, там приводятся достаточно точные измерения равнины, которая составляла около 6 тыс. стадий или 200 тыс. кв.км. Поскольку равнина занимала лишь половину острова, то его общая площадь могла составлять что-то около 400 тыс. кв.км. Уточним, что это чуть меньше территории современной Испании.
Существуют и более смелые суждения по поводу размеров исчезнувшей страны. Нап- ример, Хоуп называет грандиозную цифру в 1553 кв.км, что сопоставимо с терри- торией Ирана.
Так или иначе для многих вышеприведенных расчетов использовалось описание Атлантиды у Платона, хотя есть сведения и из фольклора других народов. Напри- мер, американские индейцы говорят о большой стране, которую "нельзя было прой- ти от края до края и за несколько лет". Жители северо-восточной Африки гово- рят приблизительно то же самое. Таким образом, речь должна идти не о не- большом островке, а о целом материке, возможно, полуострове. Для сравнения укажем, что площадь одного из самых больших островов в мире Мадагаскара около 590 тыс. кв.км, это лишь ненамного превышает самые скромные подсчеты площади исчезнувшей страны. Разумеется, все эти подсчеты весьма далеки от какой-либо точности, и все же ясно что так называемая Атлантида представляла собой весьма обширную страну.
КОГДА"
Итак, складывается впечатление, что неизвестная земля, некая Х-ландия, сущес- твовала - но неизвестно где, в какой точке земного шара. Воспоминания о ней, порой разительно яркие, порой далекие и глухие, сохранились практически у всех народов мира, и особенно это ощущается среди представителей древнейших цивили- заций в Египте, на Крите, в Китае, в ряде стран Африки. Как видим, география разнится самым причудливым образом. А как обстоит дело с датами? Может быть, сможем установить какой-нибудь более или менее точный временной отрезок, ког- да могла существовать Х-ландия?
Принято считать, и как мы убедились выше, далеко не беспочвенно, что речь мо- жет идти именно о "допотопной" цивилизации. Но так или иначе, в разных леген- дах мы встречаем явное несовпадение в датах катастрофы, постигшей "прародину людей", причем разница здесь может достигать десятков тысяч лет. Не значит ли это, что речь идет о какой-то грандиозной ошибке, путанице? А может быть, все проще - мы должны говорить не об одной катастрофе, а о.нескольких? Мы уже упо- минали о ряде периодичных катаклизмов в жизни Земли, например, об инверсии магнитных полюсов, об изменении направления дрейфа материков и т.д. Нельзя ли предположить, что с той же периодичностью менялось и развитие цивилизации на Земле?
Поделиться32009-12-12 23:02:07
Мысль о смене цивилизаций на Земле, а если быть предельно точными- о периоди- ческой гибели большей части человечества с последующим "возвращением к жизни", не нова. Ее высказал еще в 80-х годах прошлого века основатель "атлантологии" Игнатиус Донелли, который считал, что, например, история о взрыве планеты Фаэ- тон "в действительности означает отклонение некого небесного тела, двигающего- ся вокруг Земли в пространстве, и великое уничтожение вещей, повторяющееся на Земле через большие интервалы времени".
Именно в результате таких небесных катастроф, от которых, действительно, Зем- ля практически не защищена, и могли происходить великие скачкообразные измене- ния не только в развитии человечества, но и вообще земной цивилизации. Не слу- чайно, что именно на счет таких "космических пришельцев" в виде комет, паде- ния огромных метеоритов, взрывов звезд и сверхжесткого облучения и относят многие ученые глобальные изменения в климате Земли и ее животном мире. Речь здесь может идти и о вымирании огромных рептилий и вообще о "внезапном" появ- лении Homo Sapiens.
Мы намеренно не станем углубляться в теорию катастроф - об этом написано нема- ло как научной, так и популярной литературы. Здесь нам интересно другое - как эта теория повлияла на датировку существования погибшей цивилизации.
Сделаем одно немаловажное уточнение- было бы ошибочным говорить, что погибла именно какая-то "высокоразвитая цивилизация" - скорее, разрушалась сама чело- веческая цивилизация, сформировавшаяся веками и представлявшая собой обычный уровень развития общества. Само человечество, конечно же, не погибало абсолют- но, многие представители рода человеческого спаслись (вспомним хотя бы Ноев ковчег и целый ряд греческих мифов), но сама цивилизация оказывалась безнадеж- но отброшенной назад. Мы прекрасно знаем, что достаточно потерять основных но- сителей знания (учителей, жрецов, представителей науки и философии), как об- щество первоначально незаметно, но со временем все стремительнее духовно дег- радирует, оказываясь на уровне первобытного сознания. В отличие от этой интел- лектуальной элиты основная масса человечества располагает не столько знаниями, сколько навыками, например, земледелия, постройки жилищ, добывания пищи, вы- полнения каких-то конкретных видов работ и т.д. Следуя теории иерархии потреб- ностей известного американского социолога Абрахама Маслоу (1908-1970), можно сказать, что на самом низшем этапе человек стремится удовлетворить свои физио- логические потребности, например, в пище, в самой примитивной крыше над голо- вой, затем он переходит к удовлетворению потребности в безопасности, как физи- ческой, так и психологической, после этого он удовлетворяет свои потребности в привязанностях и любви, в причастности к группе и наконец потребности в уваже- нии со стороны других. И лишь затем пробуждаются познавательные и эстетичес- кие потребности, тяга к духовной и творческой самореализации. Как мы видим, создание высокоразви- , той культуры происходит на достаточно позднем этапе, когда удовлетворен целый ряд самых первичных потребностей человека. И если по ряду причин человек вновь оказывается отброшенным, назад в своем культурном и прежде всего духовном развитии, ему приходится возвращаться к начальным эта- пам - думать о том, как" добыть пищу, как обрести надежную крышу над головой, как вновь; обрести связи с какой-нибудь группой. Но при этом сохраняется и ' память о предках, которых он воспринимает обычно как гениев, как "детей сол- нца".
Характерно и другое - духовный кризис общества всегда порождает массу имитато- ров, которые возводят повторение каких-то культурных форм, например, строи- тельство храмов или формы стихосложения, в ранг священнодействия. Например, если по какимто причинам невозможно создавать духовные культурные ценности, общество начинает умело копировать старые формы, подобно тому как умелый ко- пист может точно воспроизвести копию самой блестящей картины. Но копия лишь похожа на оригинал, она имитирует его, не привнося ничего нового в развитие общемировой культуры. Примерно то же самое и происходило после вселенских ка- тастроф - формы культуры, пришедшие от допотопных предков", приобретали отте- нок сакральности, высшей святости, происточали неземную благодать. Этими фор- мами могли быть ритуалы, одежды, типы захоронений, виды живописи и многое дру- гое. Постепенно они превращались в чисто механический ритуал, сопровождаемый религиозным поклонением.
Порой нам лишь кажется, что мы надежно гарантированны от катастроф, и нам с трудом верится, что все человечество (именно - все!) может внезапно вернуться к первобытному уровню взаимоотношений. Но так ли это невозможно? Защищены ли мы от астероида, от кометы или даже от локального землетрясения? Вся мощь сов- ременной культуры может быть разрушена или просто нарушена катастрофой куда меньшего масштаба, чем изменения в коре Земли или внезапное оседание части су- ши. Ну а что дальше? Даже самый высокообразованный человек, попав в практичес- ки первобытные джунгли Амазонки, вынужден будет не создавать культурные цен- ности, а заботиться о собственном выживании. Если же он окажется там в группе людей, которые стоят значительно ниже его по уровню развития, то у него ос- тается не очень много шансов вновь возродить весь комплекс утраченных знаний. Более того, чтобы логически объяснить суть этих знаний, внедрить в сознание огромный комплекс информации, требуется весьма высокий уровень развития интел- лекта у обучаемых. А если он не столь высок? Тогда остается одно - заставить поверить в истинность знаний, уверовать в их священную сущность и сохранить их как нечто крайне важное для всей дальнейшей жизни. И таким образом, многие древние ритуалы мог^т выступать как символическая, а потому и священная форма передачи знаний.
Если продолжить мысль о неоднократности глобальных катастроф на Земле, то ло- гично предположить, что различные ритуалы, как особая символика древнего и когда-то вполне обыденного знания, наслаивались друг на друга, давая самую причудливую картину священнодействия человека. О том, что большинство так на- зываемых "примитивных" народов располагает знаниями, значительно более глубо- кими, чем они сами предполагают, говорит нам хотя бы следующий факт. Сущес- твуют целые исследования, которые подробнейшим образом трактуют символику и магические жесты у индейцев, австралийцев, жителей Центральной и Южной Африки, причем зачастую сами адепты этих ритуалов неспособны даже приблизительно объяснить зашифрованный в них смысл. Единственным, хотя и весьма точным объяс- нением, являются высказывания "так завещал Великий Предок" (у ряда племен Цен- тральной Африки), "так совершалось в Высокой древности" (у китайцев), "так де- лали Прежде Пришедшие" (у тибетцев), "так делал Вождь (вожди), что были до нас" (у индейцев кечуа). Естественно, что речь идет не о прямых предках, а о неких первоучителях, отделенных от ныне живущего поколения людей особой чер- той - некой точкой перелома традиции, коей и могла быть катастрофа. В этом плане примечательно то, что у всех народов абсолютно ясно прослеживается кон- цепция "возвращения" - к "золотому веку", "высокой древности", "в потерянный рай", "к единству с божеством" или Богом. Перед нами извечная мысль, на кото- рой строятся многие религиозные концепции, о какой-то утрате - крайне болез- ненной и остро переживаемой. Причем суть утраты либо не очень ясна, либо не объяснима на уровне слов и переживается скорее мистически, религиозно символи- чески, нежели имеет какое-то "вещное", материальное выражение, как, например, "утраченный рай" и "изгнание из Эдема".
НАЧАТЬ ВСЕ СНАЧАЛА
Нам известны заметные откаты в развитии культуры, которые происходили и вне связи с катастрофами, например, угасание чрезвычайно развитой египетской циви- лизации, разрушение и трансформация античной культуры Греции. Естественно, что само человечество и даже его часть при этом не исчезала, а вот сам уровень ци- вилизации значительно деградировал. Отметим для себя этот факт - для исчезно- вения даже самой высокоразвитой цивилизации далеко не обязательна массовая ги- бель ее представителей. Если же под воду уходит целый континент, который как бы "напитывал" культурой многие сопредельные территории, то это приведет к резкому откату назад общемировой цивилизации. И как нам кажется, этот процесс повторялся неоднократно, по крайней мере, дважды. В частности, известная аме- риканская исследовательница Мюрай Хоуп указывает, что первый процесс мог быть связан с разделением "первоматерика" Лемурии или Мю на два континента, второй - связан с гибелью большого континета, предположительно - Атлантиды.
Далеко не обязательно "ждать" очередного взрыва сверхновой звезды или столкно- вения Земли с кометой для начала очередной фазы обновления человечества. Су- ществуют причины более "приземленные", но значительно активнее влияющие на на- шу жизнь. Речь, в частности, может идти о связи Луны с приливами и отливами. Известно, что солнечные и лунные затмения повторяются с определенной периодич- ностью. Эту периодичность подметили еще древние халдеи - народ, обладавший поистине великими и загадочными знаниями, назвав ее циклом Сароса. Знали об этом цикле в 18,5 года и греки, почерпнувшие эти знания, вероятно, у вавило- нян и называвшие их "сару".
Уже в нашем веке французский ученый Парис-Теньяк доказал интересную зависи- мость между появлением пятен на солнце (11-летний цикл), солнечно-лунным зат- мением (18-летний цикл) и резким повышением уровня воды в ряде рек и водоемов, в частности в Ниле.
Сербский ученый М.Миланкович уже в конце 30-х гг. пытался объяснить периодич- ность оледенений гравитационным влиянием ряда планет на Землю, и хотя многими его выводы подвергались сомнению, тем не менее в 60-е гг. целый ряд американ- ских ученых доказал, что Миланкович был недалек от истины.
Речь идет о неком священном цикле в 25 826 лет, называемом "Великий Год". Имеется в виду период, который требуется полюсу земной оси для того, чтобы со- вершить полный круг вокруг оси эклиптики.
Не трудно заметить, что мы оперируем разницей в несколько тысяч лет. Погреш- ность немалая! Но вот американский исследователь Отто Мак решил назвать исклю- чительно точную цифру: великая цивилизация погибла 5 июня 8498 г. до н.э. в 13.00. Именно тогда случился катаклизм, который стер с лица земли огромную страну. Хотя такая точность может показаться по крайней мере странной, после того как мы подробнее познакомимся с рассуждениями О.Мака, все представится вполне логичным.
За отправную точку своих рассуждений О. Мак принял календари народности майя, обнаруженные в храме Солнца в Паленке. Паленке представлял собой культурный центр в Чиапсе и был известен огромным количеством надписей на известняковых панелях и пирамидой, названной "Храм надписей".
Записи свидетельствуют, что майя были знакомы с понятием звездного года, со временем обращения планет, причем все эти сведения отличались удивительной точностью.
Мак рассчитал, что в тот день наблюдалось весьма редкое явление - тройное зат- мение Солнца, Луны и Венеры. Именно это, по его мнению, привело к "захвату" некого астероида, прошедшего рядом с Солнцем. Астероид должен был пром- чаться.мимо Земли, но из-за того, что Венера, Луна и Земля выстроились в одну линию и Венера влияла своей массой на орбиту астероида, тот отклонился и прои- зошло его столкновение с.Землей. Это и была решающая катастрофа, опрокинувшая весь ход мировой цивилизации и в одно мгновение отбросившая ее на тысячелетия назад.
Сопоставлением результатов метода радиоуглеродного и дендрохронологического анализа (по срезу деревьев) удалось установить время последнего наступления льдов на земли, омываемые Атлантикой. Раньше это событие датировалось прибли- зительно 25 тыс. до н.э. Но анализ срезов деревьев в Висконсине (США), кото- рые были с корнем буквально вырваны из земли, показывает, что это событие мог- ло произойти значительно позже - II тыс. лет назад, т.е. в 9050 г. до н.э. В известной мере это соответствует данным, полученным Отто Маком, и подтвер- ждает, что наступление льдов в Северной Америке произошло до катастрофы.
Вместе с этим ряд легенд, например в "Книге Оэра Линда", говорит о какой-то катастрофе, произошедшей много раньше, что, возможно, связано именно с матери- ковым дрейфом и порождаемыми им катаклизмами. Но одно не противоречит другому - многое указывает на то, что в легенде об Атлантиде мы видим некую совокуп- ность сведений о погибших цивилизациях прошлого, в результате чего человечес- тво оказывалось отброшенным назад.
Итак, вероятно, человечество может повторять в своем существовании все перио- ды жизни земли, аккуратно следуя за всеми ее причудливыми изгибами. Человечес- тво циклично, периодично, повторяемо - может быть, в этом ответ на загадку "периодически" исчезающего материка. Речь идет как бы о цепи катастроф в раз- витии человечества, которое было вынуждено вновь начинать свой путь к верши- нам культуры.
И здесь мы можем вести речь о явлении, которое последнее время все прис- тальнее привлекает внимание не только физиков, но и историков - о возрастании энтропии.
В историческом процессе энтропия может выступать не только и не столько в ви- де хаоса, сколько в виде сверхупорядочивания. На первый взгляд, это может по- казаться несколько нелогичным, ведь энтропии в какой-то мере.противостоит по- рядок, информационное поле, внутри которого существуют точные взаимосвязи. Но обратим внимание - в последнее время высокоразвитые страны начинают сталки- ваться с тем, что рост организационных структур (например, управленческого ап- парата) приводит не к упорядочиванию, а, наоборот, к хаосу, к невозможности оперативно и грамотно принять решение, и, как следствие, действовать адекват- но объективной ситуации. Этой объективной ситуации противостоит субъективное и зачастую абсолютно разнонаправленное мнение десятков, сотен, а то и тысяч лю- дей, которые участвуют в принятии решений- С развитием цивилизации парал- лельно идет развитие структур, их усложнение, образование новых уровней, их взаимодублирование. Вообще, любая организация, доведенная до логического кон- ца, приводит к абсурду в действиях и хаосу. ,
Таким образом, один из парадоксов нынешнего развития человечества по технокра- тическому пути заключается в том, что, наращивая информационные ресурсы, упо- рядочивая связи и включая в этот процесс все больше и больше людей, оно тем самым плодит хаос, увеличивая долю энтропии, - это путь к саморазрушению. Ве- роятно, каждая цивилизация, которая когдалибо жила на земле, развиваясь все выше и выше, порождала огромные внутренние противоречия. И очередная катастро- фа выполняла некую "очистительную" функцию, давая человечеству возможность все начать заного