«Учебник по колдовству» Скотта Каннингема пользуется широкой популярностью на эзотерических сайтах, а на многих викканских сайтах он является классикой «жанра», которую современные колдуны и ведьмы, придерживающиеся традиции викки, цитируют в своих статьях.
   Для начала хотелось бы уделить внимание самой религии викка (вопреки обширному мнению о том, что викка является колдовской традицией, Каннингем определяет её как религию). Последователи викки называют её природной религией, так она как построена на взаимосвязи человека и природы, её божества отображаются в различных природных явлениях, а магия викки использует природные ресурсы для достижения магических целей. Сам Каннингем так определят викку: «Викка как раз и есть такая религия, сосредоточенная вокруг поклонения природе в виде Богини и Бога».

   Интересная ситуация складывается с двумя главными божествами викки - Богом и Богиней. Каннингем даёт такое объяснение сущностям этих двух божеств: «Любое божество, которому поклоняются на нашей планете, существует в архетипах Бога и Богини. Обширные пантеоны богов из разных частей света — просто проявления этих двух ипостасей. В каждой Богине существует идея единой Богини, а в каждом Боге — идея единого Бога».

Таким образом, Каннингем, рассматривает Богиню и Бога, как проявление всех существующих в разных религиях богов. А всех богов, соответственно, как проявления Бога и Богини в своих различных ипостасях. Сами Бог и Богиня, в свою очередь, являются двумя ипостасями одного бога.

Что тут скажешь... универсально. К тому же Каннингем в своих первых главах, посвящённых божествам, пишет о том, что Бог и Богиня имеют и светлые, и тёмные стороны, что является естественным проявлением дуальности природы.

   Скотт Каннингем говорит о том, что «Викка почитает ее (Богиню - прим. автора), как дающую плодородие, любовь и изобилие, прекрасно осознавая Ее темную сторону». Однако Каннингем много раз делает ударение на том, что викка - светлая традиция, следуя которой недопустимо наносить вред человеку, природе, контролировать любое живое существо, т.е. использовать чёрную магию. Но все мы знаем (а кто не знает, наверняка, слышал) о такой ипостаси викканской Богини, как Геката. Геката со времён её первого упоминания (около 700 лет до н.э) преобразовалась в богиню ночи, находящуюся на пороге этого и потустороннего миров. Образ, в котором она «гуляет» по ночам по нашему миру довольно зловещ, как и её сопровождение (собаки с красными глазами и духи умерших), а так же она широко почитается среди тёмных колдунов и ведьм. Безусловно, идеология «светлых викканцев», и Каннингема в том числе, о том, что не следует использовать чёрную магию - похвальна, но так ли она логична, учитывая теории, которые выдвигает Каннингем. В частности он пишет в «Учебнике по колдовству», что, используя вредоносную магию и совершая зло вообще, мы идём против Бога и Богини и, даже, провоцируем наказание с их стороны. Так ли это, учитывая, что тёмная сторона Богини так же естественна и почитаема, как светлая?

   Но оставим в покое божеств викки, так как, начиная эту статью, я обещала себе, что посвящу её не анализу религии викка, а практической пользе, которую можно извлечь из «Учебника по колдовству» людям, интересующимся оккультизмом в целом.

    «Учебник по колдовству» является довольно простой, но достаточно толковой, книгой для начинающих викканцев. То есть, если читатель, будучи знаком с основами магии,  надеется найти в книге парочку практически полезных магических ритуалов, его ждёт разочарование. Во-первых, потому что Каннингем считает магию не обязательной составляющей викки, а лишь одной из возможностей её последователей. Во-вторых, Каннингем считает, что примеры ритуалов могут быть лишь духовными ориентирами, а создавать ритуалы должен каждый отдельный колдун или ведьма, в соответствии со своими предпочтениями, даже если это будет своеобразная ритуальная импровизация. В третьих, те немногие ритуалы, которые автор всё-таки приводит, являются ритуалами так или иначе направленными на посвящения себя Богу и Богине или же на налаживание связи с ними.

   Безусловно, можно извлечь и общеполезные вещи. Например: создание круга с помощью воды, благовоний и кинжала. Этот способ является универсальным и широко используется не только последователями викки. Так же определённый интерес представляет «Ритуал жестов», описанный в одноимённой главе. У него просматривается схожесть с египетским ритуалом «Четыре поклонения».

   К слову о жестах. В главе «Музыка, танцы и жесты» Каннингем описывает жесты, когда подняты указательный и средний палец правой руки или указательный и мизинец, а большой и остальные пальцы прижаты к ладони. Он называет эти жесты жестами Бога, которые символизируют его рога (рогатая ипостась Бога, указывающая на его связь с земледелием и земными тварями). Если первый жест не успел приобрести дурную славу, потому что прижился, как символ победы (Victory), то второй является излюбленным жестом сатанистов, символизирующим те же рога, но у Дьявола. Кто из них больше прав - спорный вопрос. Но лично мне представляется сомнительным природа этого жеста и его, якобы, связь с Богом-покровителем скота.

   Описанный ритуал с кругом камней может быть рассмотрен, как схема ритуала, в которую, естественно, каждый должен внести изменения в соответствии с традицией, которой следует. Например, Духи камней сторон света могут заменяться на духов стихий, Архангелов и т.д.

   Далее, если говорить об универсальной и полезной информации, которую можно почерпнуть из книги, следует отметить главу «Упражнения и магические приёмы». В них Каннингем даёт неплохие упражнения по визуализации, дыханию, медитации и развитию энергетических навыков, которые являются фундаментом практически всех магических практик. К слову, медитация, описываемая Каннингемом, так же должна претерпеть фактических изменений, в соответствии с особенностью воззрений читателя.

   Отдельное внимание хочется уделить главе «Инструменты». В ней Каннингем очень хорошо и доступно объясняет значение магических инструментов, историю их возникновения, соотношения со стихиями и способы применения. Однако здесь можно заметить некоторые особенности, присущие конкретно викке. Как, например, метла, котёл, а так же особенности в использовании белого кинжала, колокольчика и т.д.

   Очень часто авторы не считают необходимым останавливаться на объяснении значения очищения рабочего места и оператора, а так же на разъяснении смысла того или иного ритуального облачения. В главе «Ритуал и подготовка к ритуалу»   Каннингем рассматривает эти вопросы. Ознакомившись с этой главой, можно получить ответ, к примеру, на такой интересный вопрос: зачем в магической мантии капюшон, в каких случаях он нужен, а в каких - нет.

   Вернёмся к теме божеств и их проявлений в различных религиях. Ознакомиться с ипостасями Бога и Богини, которые приводит Каннингем, можно в подглавах «Жертвы» и «Магия кристаллов». Там же он указывает, какие растения и камни соответствуют различным ипостасям Бога и Богини. Кроме того, в данном разделе перечислены свойства растений и камней, способы работы с ними, особенности применения, а так же их соотношения со сторонами света.

   Полезными для всех могут стать рецепты приготовления фимиамов и масел. Даже если Вы не собираетесь готовить их для зажигания и для натирания тела во время викканских праздников, они могут пригодиться для других целей, определить которые можно, сопоставив соответствующие масла и фимиамы с особенностью викканских праздников, которым они посвящаются. Ознакомиться с традиционными праздниками последователей викки можно в соответствующей главе "Учебника по колдовству". Если Вы и не являетесь приверженцем праздничных языческих традиций в целом и викканских в частности, информация о традиционных праздниках, их истории, традициях и способах празднования будет полезна для общего развития, а так же для понимания особенностей происхождения некоторых христианских праздников.

   Минусом книги Каннингема можно назвать главу о рунах. "Рунная магия", так называется эта глава, носит ознакомительный характер вперемешку со способом применения рун для осуществления магических целей. Первое, что кидается в глаза и вызывает недоумение – внешний вид приведённых Каннингемом рун. А второе – то, что их 12. Двенадцать символов, которые Каннингем называет рунами, не являются ими в традиционном смысле. Скорее, это символы, которые Каннингем, по тем или иным причинам, счёл подходящими к необходимым значениям. В ряде приведённых символов присутствует только пара рун. Более того, о гадании Каннингем пишет очень поверхностно, не уделяя особенно времени объяснениям и примерам. Тщательность изложения и простота материала предыдущих глав сильно контрастирует с «сырым» разделом о рунах.

   В конце книги Каннингем приводит несколько заклинаний, которые могут представить интерес, а так же довольно обширный список терминов, которые он употреблял в книге. Как пишет сам Каннингем, он попытался включить в глоссарий наиболее универсальную терминологию, но всё равно она сугубо индивидуальна, и многие могут с ней не согласиться.

   Подводя итог, скажу, что, конечно, я не смогла проанализировать весь "Учебник по колдовству" Скотта Каннингема, концентрация обширной информации которого довольно высока. Кроме всего перечисленного, в книге можно найти песни и воззвания к Богу и Богине, рецепты традиционных викканских блюд и напитков, значения чисел и их соответствия, а так же «13 задач колдуна» и «Закон о Силе», которые, по большему счёту, могут стать хорошими принципами не только для викканцев, но и для многих других людей, ставших на путь оккультизма.

   «Учебник по колдовству» полезная для прочтения книга, которая может стать, хорошим началом как для викканцев и для желающих ознакомиться с религией викка, так и для изучающих оккультизм людей, которые смогут упорядочить свои знания в данной сфере и, возможно, позаимствовать у Каннингема определённые идеи.