Магические тексты, именуемые «гримуарами» появились ещё со времён Вавилона и Древнего Египта. Своей загадочной славой они во многом обязаны не содержанию, а легендам, веками окружавшими их. Что же представляют собой «гримуары»? Попробуем подробно разобраться в данном вопросе.

В некоторых источниках говорится о том, что французское слова «grimoire» означает «колдовская книга». Однако подобный перевод выглядит довольно натянутым и необоснованным. Потому я осмелюсь предположить, что истоки именования магических текстов гримуарами в другом. «Grimoire» буквально переводится с французского как бестолковщина, неразбериха и неразборчивый почерк. Такое толкование выглядит вполне обоснованным, учитывая тот факт, что «гримуары» являлись непонятным набором магической несуразицы для непосвящённого в магию человека. Они были громоздкими, тяжёлыми для понимания книгами. Гримуары намеренно составлялись настолько запутанно и противоречиво, насколько это было необходимо для того, чтобы их не смог понять каждый любопытствующий профан. Зачастую гримуары писались на непонятном либо древнем языке. Проблемы в понимании гримуаров подтверждает распространённая легенда о том, что их мог прочесть только владелец. Впоследствии эта легенда обросла новыми фантастическими слухами, в частности тем, что страницы гримуаров приобретают багряный, обжигающий глаза цвет, когда к ним приближается кто-либо, кроме их владельца; при использовании же гримуаров их хозяином, страницы приобретают белый цвет, а текст становится чёрным, тем самым, гримуары позволяют себя прочитать.

Как известно, всё таинственное, непонятное человеку вызывает страх, а страх, в свою очередь, порождает предубеждения и пугающие легенды. Так же произошло и с гримуарами. Люди верили, что в гримуарах записаны исключительно рецепты чёрной магии, а их использование является гарантированной для души дорогой в ад. Считалось, что гримуары живые и их использование непременно должно сопровождаться кровавыми ритуалами, как, к примеру, «кормлением» магических текстов кровью. Клод Синьоль рассказывает о легенде, которая гласит, что владелец гримуаров, при их использовании, вступает в борьбу с демонами и Сатаной, за право властвования над демоническими силами и за проведение магических операций. К тому же Синьоль указывает, что борьба эта происходила в полном мраке при обязательной обнажённости мага. Нужно ли говорить, какую реакцию вызывали подобные слухи среди простых людей…

Так понемногу гримуары обрастали дурной славой и «чёрной» репутацией. Люди, использовавшие их, непременно записывались в ряды отрёкшихся от Бога служителей Сатаны. Складывавшееся отношение к гримуарам и их владельцам усиленно поддерживала церковь и, разумеется, инквизиция, способствуя всё новым и новым слухам. Следствием усиленной клеветы и желания сгрести всё «колдовское» под одну гребёнку стало и то, что такие уважаемые учёные, как Питер де Абано, Парацельсдругие оказались в одном ряду с колдунами, знахарями и ведьмами.

На самом же деле все заклинания в гримуарах производятся именем Высшего божества. В большинстве гримуаров это христианский Бог или Иегова. Действительно, солидная доля магических операций, записанных в гримуарах, имеет своей целью повелевание духами и демонами. Но не стоит забывать, что «окрас» магии определяет в первую очередь цель производимых операций. А потому было бы крайне невежественно относить магические операции с использованием духов демонической иерархии исключительно к чёрной магии. Демонические силы – это всего лишь орудие, а их применение зависит от самого мага.

Как написал в своей книге «Церемониальная магия» А. Уайт: «Датирование задним числом и приписанное авторство – два вопиющих библиографических греха, которые характерны для Гримуаров». Потому утверждать со всей ответственностью о датах и происхождении гримуаров, претендуя на абсолютную истину, было бы легкомыслием. В этой связи я привожу краткий обзор наиболее известных текстов, основываясь на обработанном и сопоставленном материале.

Из наиболее известных гримуаров можно выделить Малый Ключ Соломона, Завещание Соломона, Истинный Гримуар, Гримуар папы Гонория, Книгу магии Арбателя, Гептамерон, Шестую и Седьмую книги Моисея, Книгу священной магии Абрамелина, Руководство папы Льва III.

Малый Ключ Соломона или Lemegeton Clavicula Salomonis – выдающееся наследие оккультизма. Малый Ключ Соломона состоит из пяти частей:

Goetia,   Theurgia Goetia, Ars Almadel, Ars Notoria и Ars Paulina. Датируется данный труд 17 столетием, но, судя по всему, данная книга имеет более раннее происхождение. Такое предположение основывается на том, что в 1531 году Корнелий Агриппа в своей работе «О неопределённости и суетности всех наук и искусств» пишет о трёх из пяти книг Лемегетона: Almadel, Ars Notoria и Ars Paulina. После, в 1584 году, про эти книги упоминает Реджинальд Скот в своём «Словаре колдовства».

Goetia – представляет собой перечень 72 духов демонической иерархии, а так же содержит описания основных магических орудий, магического круга и треугольника, которые использовал Соломон.

Theurgia Goetia – содержит описание и печати духов (уже не только злых), а так же заклинания и способы вызова духов.

Ars Almadel – содержит описание двадцати старших духов, которые управляют четырьмя мирами Вселенной. Иоанн Вейер считает, что название «Ars Almadel» («Искусство Алмаделя» – прим. автора) произошло от имени одного арабского мага, которого звали «Алмадель».

Ars Notoria – представляет собой сборник древних воззваний к Богу, а также молитвы, имеющие ценность, благодаря насыщенности магическими именами. «Ars Notoria» включена не во все рукописи Лемегетона. Потому иногда можно встретить мнение, что Малый Ключ Соломона состоит из четырёх частей.

Ars Paulina – содержит описание духов планет и зодиакальных знаков, а так же духах ночных и дневных часов.Важным моментом является так же то, что знаменитое «Предварительное заклинание Гоэтии или Ритуал Нерождённого» не является составной частью «Лемегетона», а представляет собой переработанный Алистером Кроули фрагмент греко-египетского манускрипта и опубликованный Чарльзом Гудвином в 1852 году.

Завещание Соломона – авторство этого гримуара связывают с именем царя Соломона. Эта книга, а точнее дата появления этого текста, является объектом спора многих библиографов и оккультистов. Сам текст представляет собой историю о иудейском царе Соломоне и его легендарном кольце, с помощью которого он получил власть над демонами. Ряд историков настаивает на том, что данный текст следует датировать первыми веками нашей эры, в связи с тем, что в тексте наблюдаются раннехристианские элементы, а также доталмудическая демонология. Данную книгу можно считать весомым вкладом в основу западной магической традиции.

Истинный Гримуар или Grimorium Verum – один из самых поздних гримуаров, авторство которого, как и его рукописи, окутывается тайной. «Истинный Гримуар» содержит множество заклинаний, молитв, рецептов и рекомендаций для практикующего магию. Стоит отметить, что «Grimorium Verum» написан в довольно понятной и простой форме для обычного обывателя и содержит подробные указания относительно тех или иных магических действий. Артур Уайт относит «Истинный Гримуар» к чёрной магии, но однозначно утверждать это я бы не стала по причинам, о которых сказано в начале этой статьи.

Гримуар папы Гонория или Grimoirе of Honorius – существует версия, что изначально «Гримуар Гонория» был образцом христианской литературы. Библиографы подтверждают тот факт, что первые печатные издания (1660 и 1670 годов) данной книги, дошедшие до нас, не содержали магических символов и печатей. Заклинания и молитвы содержали исключительно имена святых ангелов, Иисуса Христа и Святой Троицы. «Гримуар Гонория» был образцом христианской магии. Магические символы и печати были добавлены лишь в издание 1760 года и, как предполагают некоторые историки, взяты из «Истинного Гримуара» и другого магического текста – «Красный дракон».

Книга магии Арбателя – один из самых загадочных магических текстов происхождение и авторство которого не определенно и по сей день. «Arbatel» можно смело назвать весомым вкладом в христианскую магию. Сама книга состоит из 7 «седмиц», а каждая седмица содержит 7 афоризмов. В основном все афоризмы являются этическими и духовными наставлениями для мага. Так же «Arbatel» представляет сведенья об олимпийской (планетарной) магии и планетарных ангелах. Состоящая из одного тома, книга, однако, содержит содержание последующих 9 книг, участь которых не известна поныне. В остальном «Книга магии Арбателя», а точнее её первый том, именуемый «Введение», является очень полезной литературой для размышления и духовного становления человека, ставшего на путь изучения магии.

Гептамерон - в данной книге, приписываемой врачу и алхимику Питеру де Абано, в очень подробном и упрощённом виде представлены магические практики. Название «Гептамерон» переводится как «семь дней», и, по всей вероятности, было выбрано потому, что в данном магическом тексте очень подробно описываются магические операции, заклинания и воззвания к ангелам и духам для каждого дня недели. Авторство Питера де Абано ставится под сомнение в связи с тем, что данная книга появилась на три сотни лет позже смерти самого Питера де Абано. Артур Уайт рассматривает «Гептамерон», как продолжение «Четвёртой книги» псевдо-Агриппы.

Книга священной магии Абрамелина – данный гримуар является предметом спора многих исследователей в области оккультизма. В частности, основными объектом спора является национальность автора этой книги, его вероисповедание и язык её оригинала. Но был автор евреем или христианином, на французском или на немецком языках написан оригинал книги – не меняет ценности данного гримуара. Написана же книга неким Авраамом для своего сына Ламиха. Матерс делит Книгу священной магии Абрамелина на три тома. Первая содержит описание путешествий Авраама и его встречи в Египте с магом-мудрецом Абрамелином. От Абрамелина Авраам получает две книги, содержание которых и излагает на своих страницах. Важную роль играет второй том книги, который описывает подготовку мага к ритуалу беседы со своим Ангелом-Хранителем, а так же содержит имена духов, вызываемых для получения магической силы.

Шестая и Седьмая книги Моисея – являются инструкцией по обращению с духами, церемониальной магии, а также изготовлению талисманов. Авторство этих книг приписывают персонажу Ветхого Завета, который также является автором «Пятикнижия». Папирусы греко-римской эпохи называют Моисея «заклинателем демонов». Позже магические заслуги стали приписывать Моисею флорентийские неоплатоники. Найденные в ХIХ веке рукописи Шестой и Седьмой книг Моисея только укрепили мнение о Моисее, как о человеке, сведущем в магии.

Руководство Папы Льва III – относительно авторства данного гримуара ведутся многочисленные споры. В частности, многие служители церкви не хотели и не хотят признавать автором этой книги понтифика. Легенда о «Руководстве» гласит следующее: Карл Великий получил в подарок от папы Льва III, короновавшего Карла, сборник обладавший чудодейственной силой.

«Руководство» действительно содержит молитвы, однако по форме не приемлемые церковью. Скорее это заклинания, направленные на улучшение земной жизни, но облечённые в форму молитв.

Впоследствии «Руководство» модифицировалось, приобретая ярко выраженный оккультный характер. Дойдя до наших дней, оно получило весьма дурную славу, как и автор оного, обвинённого неоднократно в причастности к колдовству и чёрной магии.

Информация, дошедшая до нас через века посредством гримуаров, безусловно, представляет огромную ценность. Однако каждая медаль имеет свою оборотную сторону. И, не смотря на то, что в данной статье представлены наиболее известные труды из области оккультизма, прошедшие не через одни руки, не стоит забывать, что каждая книга, каждый магический текст скажет нам даже не то, что хотел сказать автор, а лишь то, что мы сможем из слов автора правильно понять и воспринять. А потому, при использовании тех или иных гримуаров, всегда стоит помнить про принцип «доверяй, но проверяй», полагаясь на свои знания и свой здравый смысл.