Привлекает внимание история последовательного разрастания и специализация трех наслоений мозга, надстраивающихся над спинным, промежуточным и средним мозгом человека. После каждого следующего эволюционного шага старые части мозга по-прежнему продолжают существовать и функционировать. Но к ним добавляется новое наслоение с новыми функциями.

Модель структуры и эволюции мозга, которую  назвали триединым мозгом.

Мы должны, посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно различных личностей, две из которых не вооружены речью. Человеческий мозг, равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам, из которых каждый имеет свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции. Каждый мозг соответствует одному крупному эволюционному шагу. Все три мозга различаются нейроанатомически и функционально. Наиболее древним является спинной мозг, продолговатый мозг и варолиев мост (которые вместе образуют задний мозг) и, наконец, средний мозг. Комбинацию из спинного мозга, заднего и среднего мозга называют “нейрошасси”. Оно включает в себя необходимые механизмы для воспроизводства и самоподдержания организма, включая регуляцию сердечной деятельности, кровообращения и дыхания. различает три типа “водителей” нейрошасси. Владения самого древнего из них расположены вокруг среднего мозга (и состоят главным образом из того, что нейроанатомы называют olfactostriatum, corpus striatum, globus pallidus). Этот “водитель” общий у нас со всеми другими млекопитающими, а также рептилиями. По всей вероятности, он возник несколько сот миллионов лет назад. Назовём его комплексом рептилий, или проще Р-комплексом. Вокруг Р-комплекса расположена лимбическая система. Она общая у нас со всеми другими млекопитающими, но в своей законченной форме уже отличается от той, что есть у рептилий. Она возникла, скорее всего, более ста пятидесяти миллионов лет назад. И, наконец, новая кора, неокортекс - самое последнее эволюционное приобретение мозга, окружающее все остальные его части.
Очень трудно основывать прогрессивное развитие на видоизменении жизненно важных структур, поскольку любой шаг тут грозит оказаться смертельным. Но капитальных изменений можно добиться, надстраивая новые системы поверх старых. Эволюция мозга протекала аналогичным образом. Глубинные, древние образования все еще остаются в строю.
Если верна точка зрения, изложенная выше, следует ожидать, что Р-комплекс в человеческом мозге все еще в некотором смысле выполняет функции динозавра, а лимбическая кора занята перевариванием “мыслей” пум и ленивцев. На Р-комплексе должны были сказываться изменения в среднем мозге и  т.д. Более того, мы знаем, что управление многими функциями организма распределено по различным участкам мозга. Но в то же время было бы странно, если бы те части мозга, что расположены ниже новой коры, не продолжали работать, по сути, так же, как у наших отдаленных предков. Р-комплекс играет важную роль в агрессивном ритуальном и территориальном поведении, а также в установлении социальной иерархии. Поразительно, как много из нашего действительного поведения - в отличие от того, что мы говорим и думаем о нем, - может быть описано в терминах применяемых обычно по отношению к рептилиям. Например, убийцу мы обычно называем хладнокровным... Случайно ли, что звук, который обычно издают люди, призывая к тишине или стремясь привлечь внимание, так странно напоминает шипение рептилий?..
Выяснилось, что лимбическая система генерирует сильные или особо яркие эмоции. Отсюда следует еще один вывод: для комплекса рептилии характерны не бурные страсти и саднящие душу противоречия, а послушное и бесстрастное осуществление любого поведения, диктуемого генами или мозгом. Мир, увиденный через посредство Р-комплекса - совсем иной. Поскольку в процессе эволюции мозг наращивал новые структуры над уже существующими, функции Р-комплекса можно было частично обойти, но нельзя полностью игнорировать. Поэтому под тем местом, где у человека расположены височные доли, развились тормозящие центры, которые приглушают излишнюю активность рептилианского мозга, а центры возбуждения, появившиеся в варолиевом мосту, наоборот, включают Р-комплекс, но делают это безвредно, во время сна. Таким образом, днем в нас подавляется Р-комплекс, а ночью пробуждаются дремлющие драконы... Когда мы боимся их, не страшимся ли мы части самих себя?               
Если триединый мозг может служить точной моделью поведения людей, то нет никакого резона игнорировать комплекс рептилии, присущий человеческой природе, в частности ритуальное и иерархическое поведение. Наоборот, эта модель может помочь нам понять, что на самом деле представляет собой человеческое существо...
Таким образом, мы получаем естественно-научное обоснование следующего положения, которое вне зависимости от оценки обнаруживаем у различных народов. Согласно ему, Змей мистическим образом живет в человеке либо в виде искушения и зла (“бес” христианской традиции, который индивидуален для каждого человека), либо как некая энергетическая субстанция - у индийских йогов и тантриков существуют практики “пробуждения” змеи-кундалини, которая первоначально лежит, свернувшись в нижней части живота, а затем (по мере “пробуждения”) восходит вдоль позвоночника в голову, активизируя энергетические центры организма (чакры).

В качестве иллюстрации приведем отрывок из книги Майкла Харнера, где описывается инцидент, который произошел с автором, когда тот принял определенный наркотик: “... Я умирал. Когда я уже примирился с судьбой.., более низкий уровень моего мозга начал передавать еще большее количество видений и информации. Мне “сказали”, что этот новый материал предоставлялся мне потому, что я все равно умираю и потому передача мне этих “откровений” совершенно безопасна. Это были секреты, сохраненные для мертвых и умирающих, сообщили мне. Тех, кто давал эти мысли, я различал очень смутно: гигантские рептилии, которые праздно возлежали в глубочайших глубинах моего мозга, в том месте, где он смыкался с верхушкой спинного мозга. Я едва различал их в темных и мрачных глубинах. Затем они спроецировали передо мной видимую картину. Прежде всего, они показали мне планету Земля - такой, какая она была эпохи назад, когда на ней еще не было никакой жизни. Я видел океан, пустынную сушу и яркое голубое небо. Затем с неба посыпались черные частички, их были сотни, приземляясь прямо передо мной на оголенный ландшафт. Я увидел, что эти “частички” на самом деле представляли собой огромные, блестящие, черные с короткими крыльями, как у птеродактилей, и с огромными китоподобными телами, существа. Их голов я не различал. Они шлепались, совершенно измотанные своим путешествием, которое растянулось на эпохи. Они объяснили мне на каком-то мысленном языке, что они стараются укрыться от кого-то, кто преследует их в космосе. Они прибыли на планету Земля, чтобы найти убежище от своих врагов. Эти существа затем показали мне, как они создали жизнь на этой планете, для того чтобы скрыться среди многочисленных форм жизни и таким образом утаить свое присутствие.
С неописуемой живостью и ясностью передо мною прошли масштабные картины великолепных созданий мира животных и растений, сотни их разновидностей, работа над которыми заняла тысячелетия. Я узнал, что эти драконоподобные существа таким образом укрылись во всех формах жизни, в том числе и в человеке. Они были истинными хозяевами человечества и всей планеты, - так они сказали мне. Мы, люди, - всего-навсего контейнеры, слуги этих существ”.

Следует упомянуть, что ключом к овладению рядом магических техник является работа со сновидениями (именно во время сна Р-комплекс подвергается наименьшему контролю со стороны тормозящих центров). Применяя упомянутые выше методики, человек обретает ряд особых качеств (в т.ч. оборотничество, способность воздействовать на окружающих и т.п.), которыми обладает Змей.
В этом случае, с нашей точки зрения, можно говорить о том, что человек перестает быть собственно человеком и становится Змеем (драконом).
Данная коллизия нашла свое отражение в ряде мифологических и сказочных сюжетов, где герой, убивая змея сам превращается в него, попав под власть охраняемого драконом сокровища, которое есть ни что иное как символически изображенное знание. С наиболее откровенной формой данного представления мы встречаемся в Азии, где обличье дракона давалось вместе с “божественным” разумом и могуществом.